?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Почему евреи "умные"? (3)

В двух предыдущих частях своего "захватывающего повествования" я указал 4 фактора, которые по моему мнению определили преимущества евреев Европы над их соседями.
Начало: http://isaak-rozovsky.livejournal.com/76579.html
Продолжение: http://isaak-rozovsky.livejournal.com/78689.html

Для тех, кому лень читать предыдущие посты, назову эти факторы: 1. Неоспоримое информационное превосходство, 2. Преимущество конфедеративного принципа организации и взаимосвязи еврейских общин по сравнению с архаичными "вертикалями" средневековья. 3. Реальное осуществление принципа взаимопомощи на самых разных уровнях. 4. Преимущества "запрета на профессию", вынуждавшего к поиску новых и перспективных видов деятельности.

Благодаря последнему фактору, евреи перестали испытывать страх перед новизной и неизвестностью, а, напротив, почувствовали к ним вкус и раньше других приобрели такую важную психологически и стратегически "установку на достижение успеха"" вместо присущей большинству патриархальных обществ "установки на избегание неудачи".

Я намеревался ограничиться этими 4-мя факторами, ибо их вполне достаточно, чтобы объяснить многое из дальнейшего. Многое, но не все. Поэтому я вынужден все-таки рассмотреть вопрос, от которого хотел было уклониться. Это вопрос о реальном или мнимом интеллектуальном превосходстве евреев над остальными народами. Именно он (по вполне понятным причинам) вызывал не только бурные споры, но и весьма сильные эмоции. Евреи радостно соглашались с этим тезисом, их оппоненты его ожесточенно оспаривали.

Мне кажется, что последующий текст способен примирить и удовлетворить обе стороны.

Итак, в 19-м веке стали возникать некоторые инструменты, которые по мнению создателей позволяли измерять отдельные свойства и параметры интеллекта. Постепенно оформилась даже целая поднаука (в рамках психологии), получившая название "Тестология". Было создано и апробировано огромное количество методик, пока, наконец, ученые не объявили, что им удалось создать надежные средства для определения уровня интеллекта конкретного индивидуума. Знаменитый и всем известный тест Айзенка – это только один из многих примеров тестов такого рода.

Надо сказать, что с самого начала у тестов на интеллект было огромное число сторонников и не меньшее – противников. Подозреваю, что среди сторонников преобладали те, кто успешно справлялся с такими тестами, а среди противников – наоборот. Тем не менее, критика была серьезной и во многом справедливой и основывалась на реальных научных доводах.
Но главный пафос противников был направлен не столько на научные, сколько на идеологические проблемы. Наиболее часто тестологов обвиняли в том, что они "льют воду на мельницу" сторонников расовых теорий. И нельзя сказать, что эти обвинения были полностью безосновательны.

Тем не менее, сторонники тестов на данный момент одержали победу. К тому же невозможно отрицать, что IQ-тесты, как их обычно принято называть, все-таки дают довольно точную картину. Особенно, когда речь идет не о конкретном человеке (тут возможны серьезные отклонения), а о сравнительных результатах измерений больших групп, отличающихся по определенным и фиксированным признакам. Таким, например, как возраст, уровень благосостояния, этническая принадлежность и пр.

Так вот, в большинстве исследований АйКью, если среди испытуемых фигурировали евреи, их показатели были, как правило, выше, чем у остальных. Оговорюсь, что в большинстве случаев речь шла об "ашкеназим", т.е. об европейских евреях (или о них же, но эмигрировавших в США). Это верно, конечно, в случае корректно проведенных исследований. Так, например, известен "казус", когда иммиграционные службы США тестировали евреев из Восточной Европы в начале 20-го века и обнаружили крайне низкий уровень интеллекта. Лишь потом выяснилось, что горе-экспериментаторы не учли, что эмигранты не знают (или плохо знают) английский язык, на котором проводилось тестирование.

Если АйКью среднего европейца (белого американца) принять условно за 100 единиц, то у среднего еврея-ашкеназа будет 110. Различие как-будто не столь велико. Это значит, что евреи в тесте Айзенка правильно решают в среднем на 3-4 тестовых задания больше, чем другие испытуемые. Но дело не в средних показателях. Так, результат в 130 единиц считается показателем очень высокой нормы. Еще более высокие результаты свидетельствуют о явных способностях, а АйКью выше 140 - о выраженной интеллектуальной одаренности. Среди европейцев число людей, показывающих такие результаты, всего несколько десятых одного процента. Смещение средних результатов евреев к отметке 110 единиц естественно приводит к тому, что показатель высокой нормы (130) среди них явление относительно заурядное, а отметки 140 и выше достигают уже около 2 процентов испытуемых, т.е. в несколько раз больше, чем среди остальных европейцев.

В принципе, выявленное преимущество в уровне АйКью можно считать установленным фактом. Кстати, можно было бы обойтись и без этих тестирований, чтобы придти к сходному результату.

Вот очень показательный пример. В физико-математических школах Москвы в 60-70 годы 20-го века процент учеников-евреев был невероятно высок. Вот данные по моему классу в такой школе. Из 28 мальчиков в классе 12 были т.н. чистокровными евреями. Число "полукровок" мне неизвестно, но явно их было немало. Это не случайная флуктуация - в остальных классах ситуация была идентичной. Думаю, что в среднем в таких школах евреев было не меньше 30%. Если даже предположить, что еврейское население Москвы составляло 5% (что явно завышено), то их "процентный состав" в таких спецшколах в 6-7 раз превосходило численность в общей популяции.

Мне могут возразить, что евреи могли попасть туда по блату или другими кривыми способами. Гипотеза вполне возможная, но уровень требований и сложность заданий были таковы, что справиться с учебой могли лишь ученики с уровнем АйКью заведомо выше 130. Попавшие по блату просто не смогли бы "потянуть", а они "тянули". То есть, результаты моих собственных наблюдений полностью совпадают с данными, полученными в экспериментах.

Результаты таких экспериментов всегда вызывали нездоровый шум. (Последний по времени ажиотаж вызвала статья американцев Харпердинга и Кохрана, НЕЕВРЕЕВ, как подчеркивают они сами. См. http://www.rspp.su/articles/10.2005/jews_smart.html
(Внутри ссылки – полный текст статьи на англ.)

В ряде работ содержатся попытки рационального объяснения обнаруженного феномена. Большинство апеллирует к особенностям генетики, но в некоторых приводятся социологические, педагогические, культуральные объяснения. О них можно узнать в работе Чарльза Мюррея (см. :
https://www.commentarymagazine.com/viewarticle.cfm/jewish-genius-10855?page=all )

Я попробую подытожить и отчасти дополнить эти интерпретации, исходя из излагаемых здесь взглядов.

Итак, мы помним, что в еврейских общинах все мальчики были поголовно грамотными. Обучение начиналось с 6 лет в т.н. "хедерах". Изучали главным образом тексты Торы и Талмуда. (Разумеется, эта традиция всеобщего обучения возникла не в общинах Европы, а задолго до того, в 1-м веке нашей эры и соблюдалась во всех еврейских общинах мира, но мы ограничили себя только рамками раннего средневековья). Важно подчеркнуть, что одинаковое образование получали все мальчики, вне зависимости от материального положения их семей (обучение бедняков субсидировалось за счет благотворительности).

"Ученость" всегда ценилась в еврейских общинах. Дети, выделяющиеся из общей массы учеников, сразу обращали на себя внимание. Если же их способности оказывались много выше среднего и они выделялись памятью, эрудицией и оригинальными трактовками вопросов, обсуждавшихся мудрецами, "слава" о них быстро распространялась внутри общины, а порой выходила далеко за ее пределы. Известно множество случаев, когда богобоязненные и богатые евреи специально проделывали путь в сотни километров, чтобы воочию понаблюдать за очередным дивом. Можно даже сказать, что в ту пору, когда не было ни театра, ни телевизоров, ни кино, лицезрение и проверка знаний вундеркиндов было чуть ли не основным развлечением, этаким аналогом передачи "Что? Где? Когда?".

Но богачи не просто приезжали полюбоваться. Они оставляли щедрые пожертвования как для всего хедера, так и для улучшения условий жизни и учебы отличившегося. Вообще, он сразу получал в глазах общины совсем иной статус. Отчасти это внимание к успехам молодежи, возможно, объяснялось и мессианскими ожиданиями, и просто амбициями. Ведь всегда приятно, если будущий мудрец и знаток Торы выйдет именно из "нашей" общины. Так сказать: "И будет собственных Гилелей и быстрых разумом Шаммаев община майнцская рождать". Такие выдающиеся ученики (зачастую из самых бедных семей общины) не только пользовались популярностью в общине, как нынче "звезды" эстрады и спорта. Нет, перед ними открывались и более "крутые" перспективы. Ведь у местных и заезжих богатеев имелись, как правило, многочисленные дочки "на выданье". И ни один богатей не мог пожелать для своей дочки лучшего жениха, чем этот чахлый, худосочный и болезненный юноша (а они почти все были таковыми из-за многочасовых штудий в хедерах с утра до вечера – и никаких тебе упражнений на свежем воздухе, никакой физкультуры).

А что же дочки, эти волоокие еврейские красавицы? Пока их будущие мужья чахли за изучением и запоминанием толстых томов, они расцветали и "томились", погружаясь в сладкие мечты. О ком? Да все о тех же худосочных юношах. Ведь их высокий статус в глазах общины и восхищение собственных отцов сильнейшим образом влиял на формируемый в душе девушек идеал прекрасного юноши. Нет, конечно, кое-кто западал периодически на солдата или даже монаха, но, в основном, "сексуальные предпочтения" у еврейских девушек были очень специфичными. Я как раз пару месяцев назад прочел две забавных статьи на этот счет, но, как всегда, не сохранил ссылок, а сейчас не могу найти. (если кто-нибудь может прислать, буду крайне признателен). Замечу, кстати, что благодаря такому союзу ума и богатства внутри еврейской общины происходила активная социальная динамика, чего во внешнем мире в те времена и в помине не было.

Но богатые отцы не только восторгались ученостью. Были у них и сугубо прагматические соображения. Ведь умный зять мог с успехом войти в его бизнес и улучшить его. Стать, так сказать, одним из топ-менеджеров. Да к тому же с его стороны можно было не бояться воровства и предательства.

В еврейской общине существовала традиция, что молодой зять живет в доме тестя на полном иждивении в течение года или трех (точно не помню). А потом уж он сам выбирал: либо продолжить учение, либо войти в семейный бизнес, либо получить от тестя финансовую поддержку для открытия своего дела.

Учитывая, что и сам богатый тесть, как правило, тоже выделялся из ряда (о чем свидетельствовало его состояние), можно сказать, что смешиваемые в результате такого брака гены давали очень даже перспективное потомство. Кстати, благодаря такому матримониальному механизму, хорошие мозги оставались внутри еврейской среды. В то время как "посредственности" нет-нет, да и вступали в смешанные браки. А через два поколения их потомки уже начисто забывали о своих еврейских корнях.

Словом, я к тому, что еврейские общины действовали, как великий селекционер и преобразователь природы Мичурин. Но выращивали они на протяжении многих поколений не огурцы с помидорами, а АйКью. Когда же, спустя еще несколько столетий вдруг возникла наука в ее современном смысле, эти мозги с успехом устремились туда, презрев торговлю и даже (иногда) банковское дело. О лавинообразном росте числа еврейских имен, внесших значительный вклад в науки, искусства и философию, начиная с 1830 года можно прочесть у Мюррея (см. ссылку выше)

Таким образом, я утверждаю, что, хотя высокий АйКью ашкеназийских евреев – несомненный факт, это НЕ ВРОЖДЕННОЕ национальное свойство. Я полагаю, что любой народ, оказавшийся в их ситуации, при условии наличия аналогичной по структуре общины и всеобщего "мальчикового" образования, а также соблюдающий постоянно высокий статус "учености" в своей среде, добился бы примерно такого же уровня интеллектуального превосходства над окружением.

Чтение нижеследующего отрывка является ФАКУЛЬТАТИВНЫМ - ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ.

Есть и еще аргументы, свидетельствующие о том, что нет никаких оснований считать феномен еврейского АйКью чем-то раз и навсегда данным милостью Б-жьей или генетики. Одним из таких аргументов, так сказать - "от противного" являются результаты эксперимента Ричарда Линна (см. например http://www.rlynn.co.uk/pages/article_intelligence/t4.asp .
Русский перевод этой работы - http://www.intellectus.su/lib/00052.htm).

Если верить его данным, в Израиле уровень АйКью у тех же евреев оказывается даже ниже условной нормы, а именно всего 95. Причем, если брать только выходцев из европейских стран, то снижение (правда, не столь драматичное – до 103 единиц) также имеет место. Правда, Майлс Сторфер ссылается в своей обзорной работе (1990) на исследования, проведенные среди детей в израильских киббуцах в 1967 году. Согласно им, АйКью израильских детей-"ашкеназов" составил 115 единиц. В кратком изложении его книги (см. http://www.roditel.ru/news.php?n=3376&c=1001 ) говорится: "Далее М.Сторфер подробно анализирует специфику воспитания и образования детей в Израиле (в киббуцах). В 1967 г. было обследовано 1600 детей из киббуцев, чьи родители эмигрировали в Израиль из разных стран. Оказалось, что их IQ очень высок — например, для детей от б до 14 лет он был не меньше 128 баллов по тесту Векслера (Smilansky, 1968). Главные черты, отличающие воспитание детей в киббуцах, следующие:
благоприятное количественное соотношение детей и воспитателей, блестящая квалификация воспитателей, незамедлительная и адекватная реакция на любые действия ребенка, ясные правила поведения, разнообразие стимуляции, избегание запретов и наказаний в 2 года, обеспечение высоко интеллектуальной и культурной среды развития ребенка.
изложение книги." (Мне не удалось найти электронную версию книги Сторфера - И.Р.)

Как относиться к этим данным? Во-первых, таких экспериментов вопиюще мало, что странно. Остальные обнаруженные мною работы лишь ссылаются на тех же Линна и Сторфера. Во-вторых, мы видим, что исследования проводились в разное время, и Сторфер опирается на исследования весьма специфического контингента (дети из киббуцев 60-х годов). Так что данные двух ученых не обязательно противоречат друг другу.
Кроме того, в работе Линна обнаруживается поразительно высокая корреляция между показателями АйКью в разных странах и учебными достижениями тамошних школьников, а данные по Израилю полностью им соответствуют (см. таблицы в ссылках на работу Линна).

Если данные Линна соответствуют действительности, это могло бы означать, что мечта основателей Израиля стать обычным народом среди других осуществилась по крайней мере в этом смысле (причем в рекордные для генетических изменений сроки).

Желающие ознакомиться с радикально "антирасистской" критикой работ в этом направлении могут прочесть 17-ю главу большой и, похоже, антисемитской книги, авторов которой мне установить не удалось (см: http://www.jewishtribalreview.org/17racis.htm

Comments

Profile

рукопись
nash_archiv
Лучшие тексты из ЖЖ и не только

Latest Month

January 2010
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars